Последний урожай, или Диверсификация методом разорения

21.05.2019

Вполне возможно, что нынешний рекордный урожай окажется последним для огромного количества мелких крестьян Казахстана. Они просто разорятся, поскольку вложили много средств в уборку трехкратных объемов зерна, но не смогли компенсировать издержки из-за катастрофического падения цен на продукцию.

Транспорт парализован

Печальный рекорд урожайности привел к внутреннему перепроизводству зерна в стране. При собственной потребности Казахстана в зерне в размере около 8 млн. тонн, валовой сбор в этом году составил 30 млн. Экспортный потенциал вырос многократно, и только быстрая отправка на внешние рынки смогла бы стабилизировать рынок и сохранить цену на зерно на приемлемом уровне.

Но в этой ситуации полную беспомощность продемонстрировали транспортники страны, Минсельхоз РК и многочисленные структуры "КазАгро", ответственные за поддержку аграриев. Собственно поддержки в кризисный момент крестьяне не получили никакой, чиновники оставили их один на один с проблемами.

Первым звеном, оказавшимся слабым, стал "Казахстан темир жолы". Дефицит зерновозов оказался настолько масштабным, что получить вагоны для экспорта зерна крестьяне не могут и мечтать. Согласно отчету за октябрь, компания "КТЖ" не смогла выполнить даже свой собственный план по отгрузке зерна на экспорт!

В этой ситуации взоры многих зерновиков обратились к морскому пути экспорта зерна - к единственному в стране международному морскому порту Актау. Но и здесь ситуация оказалась настолько же безнадежной, как и на железной дороге.

Руководство зернового терминала "Ак Бидай Терминал" и без того годами волокитит заявки экспортеров, желающих встать в очередь на отгрузку. А уж в этом году и вовсе перед зернотрейдерами выросла стена почище Великой китайской.

Что особенно печально, в редакцию издания "КазахЗерно.kz" приходят многочисленные сообщения от трейдеров о том, что как на железной дороге, так и в морском порту некоторые чиновники ухитрились превратить дефицит транспортных мощностей в удобный рычаг личного обогащения. Ими используются различные серые схемы, когда экспортеры внезапно получают-таки возможность отправить зерно на экспорт, если сумеют "заинтересовать" нужных людей. Интересно было бы узнать мнение прокуратуры и финансовой полиции об этих методах "выборочной" работы государственных транспортных компаний…

Элеваторы забиты

Но вернемся к государственной "поддержке" аграриев. Из-за паралича транспортной системы страны зерна на внутреннем рынке Казахстан стало так много, что девать его стало некуда в прямом смысле этого слова. Свободные объемы элеваторов и зернохранилищ оказались забиты под завязку задолго до окончания уборочной страды. В итоге, многим крестьянам пришлось сыпать свое зерно на открытые площадки. С приходом холодов и осадков влажность такого зерна быстро достигла критической отметки, и сейчас ему грозит гниение.

Ситуация накалилась настолько, что на этой неделе наконец-то и Премьер-министр РК Карим Масимов признал наличие проблем с хранением. А до сего момента глава правительства свято верил словам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова о том, что элеваторов хватает на всех.

Показателен пример крестьянина М. Жумабаева из СКО: "У меня 3 000 тонн пшеницы до сих пор лежит на площадке на улице. Из них почти 60% с влажностью, уровень которой превышает 20 %. Если его не высушить и не сдать на элеватор, то я все это зерно потеряю. Но на элеваторах нет свободных объемов! Удивляет позиция Минсельхоза РК и других чиновников - они не обращают внимание на наши проблемы. Видимо, уже уехали загорать на курорты в теплые страны. Лично я вижу сейчас только один выход обратить внимание на свою бедственную ситуацию - загрузить зерно в "КамАЗы", вывезти его в Астану и высыпать на площадь перед Правительством".

В начале ноября сенатор С. Джалмагамбетова сообщила в своем выступлении в Парламенте, что только в Акмолинской области более 1 млн. тонн зерна находится на открытых площадках, зернотоках и земляных площадках возле полей. Во многих других регионах ситуация не лучше.

Вот мы и добрались до очередного слабого звена в структуре агропромышленного комплекса страны - хранение урожая. Северные регионы страны оказались в наименее выгодном положении, поскольку их элеваторы еще до начала страды этого года были забиты остатками предыдущих лет. Минсельхоз предпринял попытку разгрузить их, но ситуацию это не спасло. Элеваторы не смогли даже своевременно принять не такие уж большие объемы закупа зерна "Продкорпорации" в госрезерв.

Кроме того, элеваторы по примеру остальных около-аграрных структур решили получить свою прибыль с рекордного урожая и последовавшего за этим дефицита объемом. Тарифы на хранение и на сушку зерна выросли на 20 %. И это еще не предел. После Нового года ожидается очередное повышение…

Цены упали

Тем временем, параллельно с ростом издержек аграриев, связанных с хранением зерна, идет обратный процесс снижения цен на само зерно.

Возвращаясь к выступлению сенатора С. Джалмагамбетовой, вспомним, что она от имени хлеборобов просила Премьер-министра РК Карима Масимова предпринять ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли:

- ускорить темпы отгрузки "Продкорпорацией" зерна урожая как прошлого, так и нынешнего года с элеваторов северных областей в западные регионы;

- поручить Министерству транспорта и коммуникаций, АО "Казахстан темир жолы" взять на ежедневный контроль поставку зерновозов;

- рассмотреть возможность пролонгации кредитов системы "КазАгро" для крестьян;

- поручить "Продкорпорации" закупить в этом году дополнительно 3 млн. тонн зерна к 5-ти заявленным ранее, увеличив при этом цену закупа.

Но… Вышло все наоборот. Напомним, что первый закуп пшеницы 3 класса "Продкорпорацией" предполагал цену 25000 тенге за тонну (для плательщиков НДС). Цена нового закупа, объявленная на днях… 15000 тенге! Надо ли говорить, что эта новость многими крестьянами, рассчитывавшими получить хоть какую-то прибыль и выбраться из долгов, воспринимается как последний гвоздь в крышку гроба их бизнеса.

Крестьянские хозяйства под нажимом долгов (кредиты, оплата за ГСМ и т.д.) и ранее продавали 4 класс пшеницы по 12-13000 тенге за тонну. После объявления новой цены "Продкорпорации" цена на рынке упала для крестьян до 8-9000 тенге за тонну.

Если 3 класс пшеницы раньше продавали по 18 000 тенге, то на сегодняшний день цена резко упала на 15-16000 тенге…

Один из аграриев СКО прокомментировал нынешнюю ситуацию так:

"Министерство сельского хозяйства хочет просто-напросто уничтожить мелкие сельхозформирования. Видимо, крупные зерновики (долю в бизнесе которых имеют многие чиновники) решили таким образом разобраться с конкурентами. Они считают, что в отсутствие большого числа мелких фермеров на рынке не будет перепроизводства, и они смогут рассчитывать на стабильность цен и хорошую прибыль. В этом году крупные сельхозформирования уже продали свой урожай "Продкорпорации" по 25 000 тенге. Мы же бегали, собирали различные бумаги по кабинетам - и не успели этого сделать. Видимо, такой путь "диверсификации" отрасли избрал наш Минсельхоз - диверсификация методом разорения"…